09:47 В чем причины нарушений чтения и письма? (Читать далее) | |
В ЧЕМ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА? По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. «Все дети приходят в первый класс, начинают учиться читать, писать - и у большинства особых проблем нет. Почему же у нашего ребенка такие трудности? Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой. Итак, какие причины могли вызвать эти нарушения? Не будем рассматривать те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут разобраться, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания. В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения звукопроизношения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), являются основными причинами дисграфии и дислексии. Рассмотрим основные причины нарушений в развитии речи
Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ», бабушка –«он», карандаш – «она» ... Таких примеров можно привести очень много, и вы их наверняка найдете в детских тетрадях.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии (нарушению письма) и дислексии (нарушению чтения), специфичны, типичны и носят стойкий характер! Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Ошибки, на которые следует обратить внимание При деслексии отмечается:
При дисграфии:
Теперь вы знаете, какие причины вызывают нарушения письма и чтения. Возможно, проанализировав письменные работы своего ребенка, и внимательнее послушав как он читает, вы обнаружите признаки нарушений. А может быть, и будете теряться в догадках: являются ли отмеченные вами ошибки признаками нарушений? Чтобы исключить неправильное толкование проблем и точнее поставить диагноз, необходима консультация логопеда. Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Им нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество логопеда и родителей. Мама или папа, играя со своим ребенком могут использовать следующие упражнения на предотвращение ошибок на письме и при чтении: Советы родителям
I. Предложение 1. Сколько слов в предложении? 2. Какое по счету слово в предложении? 3. Составь предложение из 2; 3; 4; 5 ... слов. 4. Придумай предложение на тему (например, «Весна», «Животные»). 5. Найди ошибку и исправь ее (например, «По морю плывут корабль»). 6. Добавь слово (например, «Мама пошла в ...»).
II. Слово 1. Сколько слогов в слове? 2. Какой по счету слог в слове? 3. Подбери слово с 1; 2; 3; 4 слогами. 4. Повтори ряд слогов (например, па-ба-па, жи-жи-ши). 5. Какой слог лишний? (Например, то-до-то, гу-ку-гу). 6. Придумай слово со слогом (например, ма, ры, ко). 7. Исправь слово (например, «колбава», «книра»).
III. Буква, звук 1. Сколько звуков в слове? 2. Какая по счету буква в слове? 3. Подбери слово с 2; 3; 4; 5; 6 буквами. 4. Исправь слово (например, шом – дом, ком, лом).
| |
|