Главная » 2014 » Июнь » 10 » В чем причины нарушений чтения и письма? (Читать далее)
09:47
В чем причины нарушений чтения и письма? (Читать далее)

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА?

  По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

 «Все дети приходят в первый класс, начинают учиться читать, писать - и у большинства особых проблем нет. Почему же у нашего ребенка такие трудности? Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой.

Итак, какие причины могли вызвать эти нарушения? Не будем рассматривать те случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных органических поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут разобраться, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания.

В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения звукопроизношения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), являются основными причинами дисграфии и дислексии.

Рассмотрим основные причины нарушений в развитии речи

  1. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы в письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась. Что в таком случае происходит? Часто ребенок пишет так, как говорит.
  2. Фонематические нарушения, сложности звуко-буквенного анализа. Физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие - звонкие. Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза.
  3. Лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА», «КАПЕТИК», «СКОРОДА» - в устах трехлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже  плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.

Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ», бабушка –«он», карандаш – «она» ... Таких примеров можно привести очень много, и вы их наверняка найдете в детских тетрадях.

  1. Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.
  2. В группу риска входят дети имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированнсти фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
  3. К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.
  4. Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.

 

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии (нарушению письма) и дислексии (нарушению чтения), специфичны, типичны и носят стойкий характер! Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Ошибки, на которые следует обратить внимание

При деслексии отмечается:

  • неусвоение букв;
  • нарушения звукопроизношения;
  • побуквенное чтение;
  • разнообразные искажения звуко-буквенного состава и  слоговой структуры слова, аграмматизмы (искажаются падежные окончания);
  • трудности целого восприятия слов;
  • непонимание читаемого.

 

При дисграфии:

  • пропуск или недописывание букв и слогов;
  •  перестановка букв и слогов;
  • смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, а-о, л-м, и-у, и-ш, ш-щ, х-ж;
  • слитное написание слов и их произвольное деление;
  • нарушение смягчения согласных;
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений;
  • аграмматизмы — «Саша и Лена собираит цветы»;
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;
  •  «не удержание» строчки, игнорирование точки в конце предложения, заглавной букву.

Теперь вы знаете, какие причины вызывают нарушения письма и чтения. Возможно, проанализировав письменные работы своего ребенка, и внимательнее послушав как он читает, вы обнаружите признаки нарушений. А может быть, и будете теряться в догадках: являются ли отмеченные вами ошибки признаками нарушений? Чтобы исключить неправильное толкование проблем и точнее поставить диагноз, необходима консультация логопеда.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Им нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество  логопеда и родителей. Мама или папа, играя со своим ребенком могут использовать следующие упражнения на предотвращение ошибок на письме и при чтении:

Советы родителям

 

I. Предложение

1. Сколько слов в предложении?

2. Какое по счету слово в предложении?

3. Составь предложение из 2; 3; 4; 5 ... слов.

4. Придумай предложение на тему (например, «Весна», «Животные»).

5. Найди ошибку и исправь ее (например, «По морю плывут корабль»).

6. Добавь слово (например, «Мама пошла в ...»).

 

II. Слово

1. Сколько слогов в слове?

2. Какой по счету слог в слове?

3. Подбери слово с 1; 2; 3; 4 слогами.

4. Повтори ряд слогов (например, па-ба-па, жи-жи-ши).

5. Какой слог лишний? (Например, то-до-то, гу-ку-гу).

6. Придумай слово со слогом (например, ма, ры, ко).

7. Исправь слово (например, «колбава», «книра»).

 

III. Буква, звук

1. Сколько звуков в слове?

2. Какая по счету буква в слове?

3. Подбери слово с 2; 3; 4; 5; 6 буквами.

4. Исправь слово (например, шом – дом, ком, лом).

 

 

 

 

Просмотров: 3025 | Добавил: Logoped | Рейтинг: 3.5/2