Диагностика

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевой успешности ребенка.

Цели:  своевременное выявление нарушений развития не только устной, но и письменной речи.  

 

 

 

Конспекты занятий

 

 Знакомство со звуком и буквой

 

Цели: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука. Развивать слого-звуковой анализ и синтез слов. Учить детей определять местоположение звука в слове. Активизировать лексический запас.

 

Дифференциация звуков

 

Основная задача этапа – научить ребёнка различать звуки в речи. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

 

Работа по формированию лексико-грамматического строя речи

 

Основные задачи: формирование умения точного соотнесения слова с предметом, явлением, действием, представлений о морфологическом составе слова, правильного грамматического оформления речи.

 

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Детям дошкольного возраста артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети  шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Применение условных обозначений (символов звуков речи, моделей артикуляции звука) позволяют представить и понять ребёнку то, о чём рассказывает логопед, запомнить характеристику звуков.

Начиная работу над звуками, в логопедической работе использую модели-символы (В.М. Акименко «Исправление звукопроизношения у детей»). Модели отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основе символов осуществляется устная передача звука по подражанию с опорой на модели артикуляции с введением игровых приёмов.

 Модели-символы легко запоминаются детьми. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке, а весь процесс постановки звука становится осмысленным, в котором учащиеся являются активными участниками. Применяя графические модели-символы, школьники учатся сравнивать звуки, могут наглядно видеть, чем один звук отличается от другого.

 

Развитие моторики артикуляционного  аппарата

Родителям. Упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогут ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.

 При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

  • Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
  • Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
  • Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).
  • Выполнять не реже трех раз в неделю. Каждое упражнение выполняется 10 – 15 секунд и повторяется 8 – 10 раз четко и медленно.
  • Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

 

Артикуляторная гимнастика (проводится перед зеркалом, под счет).

Упражнение для нижней челюсти:

  • опустить и поднять нижнюю челюсть;
  • имитация жевания;
  • круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву о);
  • максимально частое открывание рта с произношением звуков па-па-па.

Упражнение для губ:

  • улыбка,
  • трубочка (губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать их в таком положении на счет до 5),
  • чередование улыбки и трубочка.

 

Совет: необходимо учитывать последовательность постановки звуков, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Рекомендуемая последовательность постановки звуков следующая:

  1. свистящие С, З, Ц
  2. шипящие Ш, Ж
  3. шипящие Ч, Щ
  4. соноры Л', Л
  5. соноры Р, Р'

 

Для каждой группы звуков необходимо использовать определённые комплексы  подготовительных упражнений (кроме общей артикуляционной гимнастики):

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Материал содержит описание правильных артикуляционных укладов и комплекс артикуляционных упражнений для подготовки к постановке звуков С, Сь, З, Зь, Ц.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Материал содержит описание правильных артикуляционных укладов и комплекс артикуляционных упражнений для подготовки к постановке звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ

Материал содержит описание правильной артикуляции звуков [Л], [Ль] и комплекс артикуляционных упражнений для развития ловкости, подвижности языка, растягивания подъязычной уздечки, тренировки подъёма кончика языка за верхние зубы.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКОВ Р, РЬ

Материал содержит описание правильной артикуляции звуков [Р], [Рь] и комплекс артикуляционных упражнений для развития ловкости, подвижности языка, растягивания подъязычной уздечки, тренировки подъёма кончика языка за верхние зубы.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Материал содержит описание артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, что способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

Материал содержит пальчиковые игры – стихи, которые дети рассказывают руками и где пальчиковая форма или жест комментируют каждое слово. Такие пальчиковые игры способствуют развитию коры головного мозга, кроме этого это веселые эмоциональные игры.

 

Упражнения и игры для развития письменной речи младших школьников

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам точнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основными симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.                                                                         

В своей работе на логопедических занятиях, чтобы повысить интерес учащихся я использую различные игры  и упражнения. Дети есть дети и игровая деятельность для них – необходимая стихия. Играя, ребенок не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Предлагаемые игры можно использовать не только в работе с детьми, имеющими специфические нарушения чтения и письма, но и с детьми у которых имеются «ошибки роста» (недостаточное усвоение и применение правил), а также с обычными детьми для улучшения состояния устной и письменной речи.