Какие бывают нарушения речи у первоклассников

             Родителям необходимо знать, что нарушения и недостатки устной речи ребенка могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму (проявляться в специфических ошибках). Следовательно, необходима ранняя своевременной коррекция устной речи, профилактическая работа в 1 классе. Во многих образовательных учреждениях (школах) создана комплексная служба по оказанию логопедической и психолого-социальной помощи детям.

Практика показывает, что у 35% современных дошкольников наблюдаются задержки или нарушения речевого развития. К ним относятся следующие логопедические заключения:

 

 

Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?

ФД (фонетический дефект) – нарушение произношения звуков. В этом случае страдает только звукопроизношение, другие стороны речи сохранны. В этом случае ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного звука и автоматизации его в речи. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с выполнением рекомендаций специалиста дома.

 

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) — у ребенка:

  • нарушено произношение нескольких звуков (чаще всего это свистящие, шипящие, р и л в твердом и (или) мягком вариантах);
  • несформированны фонематические процессы, т.е. он путает звуки, близкие по звучанию (дом – том, дочка – точка, лук – люк), но сложные слова повторит за вами правильно (хотя некоторые могут затрудняться), грамматических ошибок не делает (верно изменяет слова по родам, по числам, не путает падежные окончания), составляет рассказ по одной или нескольким картинкам.

С такими детьми школьный логопед занимается один учебный год по специальным программам, которые предусматривают не только исправление звукопроизношения, но автоматизацию поставленных звуков, а также развитие фонематического слуха и восприятия, что необходимо для правильной речи и очень важно для профилактики нарушений письма и чтения.

 

НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям:

  • систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • выполнять назначения невролога;
  • способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

 

ОНР (общее недоразвитие речи) - страдают (в большей или в меньшей степени) все стороны речи:

  • Нарушено произношение нескольких групп звуков. Иногда - это почти все звуки родного языка, в том числе и гласные.
  • Слишком низкий уровень развития фонематического слуха. Ребенок не различает на слух даже самые простые пары звуков (б – п, т – д и т.д.). Он не может повторить за взрослым такие слова, как баба – папа, дочка – точка. Говорит дочка – дочка. Также он не покажет соответствующие паре слов картинки.
  • Очень бедный словарь. Многих слов малыш не знает, не запоминает их, не понимает их значения.
  • Нарушена слоговая структура. Ребенок не может повторить сложные слова: капет (пакет), кубовица (пуговица) и т.д. Это может вызывать улыбку, когда малышу 3–4 года. Но если перед вами завтрашний школьник, то это уже не смешно.
  • В речи много аграмматизмов – неправильное использование различных грамматических форм (число, род, падеж), неверные окончания в словосочетаниях.
  • Составить связный рассказ по картинке или серии картинок для такого ребенка очень трудная, иногда непосильная задача.

 

Как правило, у детей с ОНР имеются сложности с вниманием, зрительно-пространственным восприятием, они путают право-лево, плохо ориентируются в схеме тела, испытывают проблемы при выполнении заданий на формирование причинно-следственных связей (что было вначале, что потом) и др.

 

Все дошкольники с ОНР в дальнейшем попадают в группу риска по дисграфии и дислексии и должны наблюдаться логопедом на протяжении начальных классов.

 

Часто на логопункт попадают дети и более тяжелыми нарушения речи, например заиканием, дизартрией. Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

 

Советы родителям:

 

  • Чаще разговаривать с ребенком. Вы были в кино (театре, цирке), посмотрели сказку, мультфильм, представление – пусть расскажет, что ему понравилось.
  • Дошкольнику больше читать книги, школьников заставлять делать это самим, а также пересказывать прочитанное.
  • Отвечать на каждый вопрос малыша. Это способствует не только развитию речи ребенка, но и поддержанию его познавательного интереса.
  • Играть с сыном или дочкой в речевые игры. Несмотря на то, что эти рекомендации в первую очередь предназначены для родителей детей с ОНР, их применение полезно и при всех остальных нарушениях устной и письменной речи.

 

Упражнения на обогащение словарного запаса:

 

1.Назови одним словом (например, шкаф, кровать, диван).

2. «4-й лишний» (например, кастрюля, сковорода, стол, тарелка).

3. Придумай загадку: по описанию ребенка вы должны угадать предмет (например, неживой, квадратный (прямоугольный или круглый), деревянный, на четырех ножках).

4. Назови детенышей животных (например, у коровы – теленок, у овцы – ягненок).

5. Чем различаются предметы? (Например, помидор – огурец.)

6. «Посчитай» (например, 1– карандаш, 2 – карандаша, 3, 5, 10...).

7. «Скажи наоборот» – назвать противоположное по значению слово (например, день – ночь, длинный – короткий, закрыть – открыть).

8. «Что из чего сделано?» (Например, из бумаги – бумажный, из клюквы – клюквенный.)