Дисграфия

         Вы берете в руки тетрадь  ребенка и видите, что от ошибок и красных пометок учителя тетрадка больше красная, чем синяя? Школьный логопед называет это «дисграфия». Давайте разберемся, что же это такое?

         Дисграфия – это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ­ций, участвующих в процессе письма.

 

 

 

ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ:

  • пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
  • перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
  • недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
  • наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
  • искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
  • слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
  • замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
  • нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
  • аграмматизмы — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
  •  дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку.

Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.

Давайте рассмотрим виды дисграфии. В зависимости от причины, вызывающей появление таких специфических ошибок и характера этих ошибок, принято выделять следующие формы дисграфии: 

ФОРМЫ ДИСГРАФИИ

1) Акустическая (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания). 
В основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи. 
 Проявляется:
  • в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам 
    
  • неправильном обозначении мягких согласных (писмо, лубит); 
  • замены гласных даже в ударном положении.

 

2) Артикуряторно-акустическая дисграфия. 
Имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения находят своё отражение на письме (пишет как произносит). 
Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменах и пропусках звуков в устной речи.

 

3) Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока. 
Ребенок затрудняется в определении количества и последовательности звуков в слове, 
а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова. 

Характерные ошибки:

  • пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – дожди, ДЕКИ — деньки); 
  • пропуски гласных (ДЕВЧКИ – девочки, ПОШЛ — пошли, ТЧКА — тачка); 
  • перестановка букв (ПАКЕЛЬКИ – капельки, КУЛКА — кукла); 
  • добавление букв (ВЕСНАЯ - весна); 
  • пропуски, добавления, перестановка слогов (ВЕСИПЕД - велосипед); 
  • нарушение деления предложений на слова.
     а) слитное написание слов; предлогов с др. словами; 
     б) раздельное написание слова;
     в) раздельное написание приставки и корня слова.

 

4) Оптическая дисграфия. 
Связанна с недоразвитием оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. 

Наблюдаются следующие виды нарушения письма: 
  • искаженное воспроизведение букв на письме 
    (зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы); 
  • замены и смешения графических букв отличающихся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш) либо буквы, 
    состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С).

 

5) Аграмматическая дисграфия. 
Обусловленная несформированностью у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.
 Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. 

Например:

ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи). ВАСЯ И КОЛЯ ПИШЛИ РОЩУ (Вася и Коля пришли в рощу). БЫЛ ЖАРКИ ДЕНЬ (Был жаркий день).

Итак, при устранении дисграфии первая задача  – провести логопедическое обследование школьника и определить форму дисграфии.  Диагностика состояния письменной речи включает в себя анализ пись­менных работ детей, отмечая при этом виды, характер и степень выраженности специфических ошибок. При обследовании выявляется как уровень сформированно­сти письма на слух, так и состояние навыка списыва­ния с рукописного и печатного текста. Тексты для диагностических работ подбираются учи­телем-логопедом с учетом возраста детей и продолжи­тельности обучения (начало, середина, конец учебного года). При этом они содер­жат речевой материал, насыщенный звуками всех фо­нетических групп, включающий слова различной звуко-слоговой структуры.

Затем задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные  упражнениями и игровыми заданиями по коррекции конкретных видов дисграфии, встречающихся у ребенка.

 

Основные упражнения для коррекции дисграфии

 При акустической дисграфии:

обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]-[Г]; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К], потом [Г]), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно). Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.

При артикуляторно-акустической дисграфии:

в первую очередь необходима постановка правильного звукопроизношения, затем надо научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:

  • Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];
  • Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
  • Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)

При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

требуется работа по следующим направлениям:

1) звуковой анализ и синтез;

2) слоговой анализ и синтез;

3) анализ и синтез на уровне предложений.

Упражнения:

  • детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «полка» : п, о, л, к, а;
  • выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а;
  • словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собакакапустастакан…
  • деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник;
  •  составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;
  •  составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома.

При оптической дисграфии:

  •  рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек,  лепить буквы из пластилина, обводить их  и  дорисовывать;
  •  заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;
  • угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
  • обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога» .

Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):

  • сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
  • пройти по лабиринту;
  • дорисовать недостающие детали;
  • продолжить узор;
  • запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.

При аграмматической  дисграфии:

особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.

  • при заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запмнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О;
  • обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что, а не што в разговорной речи, кОраБЛь, а не кАрабль , мОлОко, а не малако;
  • быстро назвать ударную гласную в слове (малина — [И], летний — [Е] и т.п.);
  • убрать слово, которое не является родственником с остальными словами, например: водный, вода, водяной, водитель — лишнее слово «водитель».