Дисграфия
Вы берете в руки тетрадь ребенка и видите, что от ошибок и красных пометок учителя тетрадка больше красная, чем синяя? Школьный логопед называет это «дисграфия». Давайте разберемся, что же это такое?
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ:
- пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
- перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
- недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
- искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
- слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
- замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
- нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
- аграмматизмы — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
- дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку.
Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом.
Давайте рассмотрим виды дисграфии. В зависимости от причины, вызывающей появление таких специфических ошибок и характера этих ошибок, принято выделять следующие формы дисграфии:
ФОРМЫ ДИСГРАФИИ
1) Акустическая (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания).
В основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи.
Проявляется:
-
в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам
-
неправильном обозначении мягких согласных (писмо, лубит);
-
замены гласных даже в ударном положении.
2) Артикуряторно-акустическая дисграфия.
Имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения находят своё отражение на письме (пишет как произносит).
Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменах и пропусках звуков в устной речи.
3) Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
Ребенок затрудняется в определении количества и последовательности звуков в слове,
а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова.
Характерные ошибки:
-
пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – дожди, ДЕКИ — деньки);
-
пропуски гласных (ДЕВЧКИ – девочки, ПОШЛ — пошли, ТЧКА — тачка);
-
перестановка букв (ПАКЕЛЬКИ – капельки, КУЛКА — кукла);
-
добавление букв (ВЕСНАЯ - весна);
-
пропуски, добавления, перестановка слогов (ВЕСИПЕД - велосипед);
-
нарушение деления предложений на слова. а) слитное написание слов; предлогов с др. словами; б) раздельное написание слова; в) раздельное написание приставки и корня слова.
4) Оптическая дисграфия.
Связанна с недоразвитием оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Наблюдаются следующие виды нарушения письма:
-
искаженное воспроизведение букв на письме (зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
-
замены и смешения графических букв отличающихся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш) либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С).
5) Аграмматическая дисграфия.
Обусловленная несформированностью у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.
Проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Например:
ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи). ВАСЯ И КОЛЯ ПИШЛИ РОЩУ (Вася и Коля пришли в рощу). БЫЛ ЖАРКИ ДЕНЬ (Был жаркий день).
Итак, при устранении дисграфии первая задача – провести логопедическое обследование школьника и определить форму дисграфии. Диагностика состояния письменной речи включает в себя анализ письменных работ детей, отмечая при этом виды, характер и степень выраженности специфических ошибок. При обследовании выявляется как уровень сформированности письма на слух, так и состояние навыка списывания с рукописного и печатного текста. Тексты для диагностических работ подбираются учителем-логопедом с учетом возраста детей и продолжительности обучения (начало, середина, конец учебного года). При этом они содержат речевой материал, насыщенный звуками всех фонетических групп, включающий слова различной звуко-слоговой структуры.
Затем задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные упражнениями и игровыми заданиями по коррекции конкретных видов дисграфии, встречающихся у ребенка.
Основные упражнения для коррекции дисграфии
При акустической дисграфии:
обязательно проводим работу по различению смешиваемых букв и звуков: отрабатываем различение звуков в парах, например [К]-[Г]; сначала каждый из звуков выбранной пары отрабатывается отдельно (сначала [К], потом [Г]), затем даются упражнения для различения этих двух звуков в словах и предложениях (звуки [К] и [Г] присутствуют в одном слове одновременно). Очень полезны будут «корректурные пробы», когда дается задание в любом тексте (можно взять страницу из любой старой книги) надо найти и подчеркнуть в первом абзаце (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем в следующем абзаце так же отмечаем букву Г. Усложнение задания: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.
При артикуляторно-акустической дисграфии:
в первую очередь необходима постановка правильного звукопроизношения, затем надо научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:
- Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];
- Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)
- Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)
При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
требуется работа по следующим направлениям:
1) звуковой анализ и синтез;
2) слоговой анализ и синтез;
3) анализ и синтез на уровне предложений.
Упражнения:
- детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «полка» : п, о, л, к, а;
- выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а;
- словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…
- деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник;
- составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;
- составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома.
При оптической дисграфии:
- рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их и дорисовывать;
- заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;
- угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
- обсуждать и “оречевлять” схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога» .
Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):
- сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
- пройти по лабиринту;
- дорисовать недостающие детали;
- продолжить узор;
- запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.
При аграмматической дисграфии:
особое внимание надо уделить чтению по слогам с орфографическим проговариванием, т.к. при написании ребенок опирается на внутреннее проговаривание.
- при заучивании словарных слов надо нарисовать картинку, вписав в нее слово с буквами, которые надо запмнить, потому что они не проверяются, например, фонтан — ребенок рисует фонтан, выходящий из буквы О;
- обязательно использовать прием «орфографического чтения вслух» — когда мы читаем именно так, как пишется слово Что, а не што в разговорной речи, кОраБЛь, а не кАрабль , мОлОко, а не малако;
- быстро назвать ударную гласную в слове (малина — [И], летний — [Е] и т.п.);
- убрать слово, которое не является родственником с остальными словами, например: водный, вода, водяной, водитель — лишнее слово «водитель».