ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики
Занимаясь с первоклассниками на логопедических занятиях, легко заметить, что многие дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Важную роль в коррекционной работе с подобными ребятами играют упражнения и игры на совершенствование мелкой моторики. Сюда относятся лепка, аппликация, конструирование, мозаика, пазлы, «квадраты Никитина», «пальчиковый театр», «застегивание», «шнуровка», нанизывание мелких предметов (пуговицы, бусины, бисер), рисование, а также игры со спичками и счетными палочками, штриховка и оригами, работа в тетрадях и прописях. Остановимся подробнее на последних из названных видов игр.
Бусы
Точность и ловкость движения пальцев приобретается во время изготовления бус. Дети делаются бусы из ягод рябины, семян яблок, бисера и пр. Эта работа требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости. Ребята обмениваются бусами, дарят друзьям, надевают на кукол.
Рисование
Рисовать можно карандашом, кистью, свечой, зубной щеткой и даже пальцами. На одном из занятий полезно рассказать следующую сказку.
Сказка «Пальчики»
Жили на свете Пальчики. Они очень скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:
– Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.
Пальчики так обрадовались, что захлопали в ладоши от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда Кисточка вернулась, она увидела сочные, оранжево-красные кисти рябины, освещенные солнцем, и замерла от восторга. Нежно и ласково погладила Кисточка своими ворсинками уставшие Пальчики и произнесла: «Какие вы молодцы: такую красоту нарисовали!».
Таким же образом можно изобразить виноград, смородину и другие ягоды. Надо всячески поощрять желание ребят рисовать в свободное время, ведь в рисунке он отражает окружающий мир, дает волю фантазии. К тому же, орудуя карандашом и бумагой, дошкольник развивает двигательные навыки руки.
Спички и палочки
Плохое пространственное восприятие может стать причиной неверного употребления предлогов и оптической дисграфии, которая на письме проявляется в заменах и искажениях графически похожих букв: б–д, в–д, и–ш, л–м, т–ш, п–т, э–с и др. При данном нарушении дети путают верхние и нижние элементы и способы соединения букв, плохо ориентируются на листе и в клетке.
Одновременному формированию тонких движений пальцев и пространственных представлений способствуют игры со спичками и счетными палочками. Во время этих игр также можно совершенствовать представления ребенка о форме, количестве, цвете, развивать его творческое воображение.
Прежде чем давать малышу спички, удалите с них серные головки. Младшим и средним дошкольникам можно предложить собирать спички в коробок. Полезно составлять рисунки из спичек или палочек. Сначала по образцу, затем – самостоятельно. В процессе такой работы малыш учится находить верх-низ, право-лево и пр. Можно таким же образом составлять печатные буквы. Просите ребенка выкладывать из спичек (палочек) забор, дорожку или строить колодец.
Упражнения со спичками
– Сложи по чертежу рисунок из спичек.
– Продолжи каждый из рядов.
– Посмотри на изображение коровы и переложи три спички, чтобы корова смотрела в другую сторону.
Штриховка
Задания по штриховке изображений помогут ребенку 5–6 лет подготовить руку к напряженной и серьезной работе в школе.
Задачи штриховки:
•подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти);
•развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).
Перед началом занятия объясняем малышу следующие правила:
– штриховать можно только в заданном направлении (оно должно быть указано стрелкой);
– важно соблюдать одинаковое расстояние между линиями;
– нельзя заходить за контуры рисунка (см. рис. 4)
Заштрихуй фигуры по образцу
Следите за правильным положением тела ребенка, за тем, как он держит карандаш, с какой силой нажимает на него и пр. Систематическое выполнение данных упражнений позволит малышу развить мускулатуру пальцев и координацию движений, научит его ориентироваться на листе бумаги.
Важно продолжать делать эти упражнения и в младшем школьном возрасте во время самого процесса обучения письму.
Оригами
Оригами – это старинное японское искусство складывания фигурок из бумаги, которое восходит своими корнями к Древнему Китаю. Из листов не слишком плотной бумаги можно смастерить все, что угодно: зверей, птиц, рыбок, цветы, деревья, кораблики, домики и пр.
Оригами способствует развитию у ребенка мелкой моторики и сенсомоторики (согласованности в работе глаза и руки), координации, гибкости, точности в выполнении различных действий, внимания, логического и пространственного мышления, воображения и творческой активности.
Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко и качественно выполнял любую тонкую работу, то с самого раннего возраста должны развивать его руки. Различные упражнения для пальчиков помогают малышу совершенствовать движения пальцев, делают его кисти более подвижными, гибкими, убирают скованность и способствуют формированию базы для будущего овладения письмом.
Коррекция тонкой моторики руки ребенка должна проводиться систематически во всех видах деятельности ребенка всеми специалистами школы, а также родителями.
Работа в тетрадях и прописях
Помимо развития мелкой моторики и координации, выполнение специальных графических упражнений в тетрадях и прописях для дошкольников развивает зрительное и слуховое внимание. Здесь можно использовать пособия «От линии к букве», «Готовим руку к письму», «Готовим руку к школе» Топорковой И.Г. и Щербининой С.В.
Цель работы – научить ребенка проводить:
•прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;
•прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх;
•линии в различных направлениях;
•изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии.
Кроме того, данная деятельность воспитывает умение сосредоточиваться. Ребенок карандашом или указкой проводит линии в заданном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки по линиям, не отрывая руку от бумаги. Среди таких упражнений – «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты», «Нарисуй фигуры».
Выполнение заданий в прописях помогает развивать логическое мышление, внимание, воображение, например:
•Найди и заштрихуй лишнюю фигурку.
•Подумай, на что похожа картина, и дорисуй ее.
•Оля стоит справа от стола и слева от стула. Какую девочку зовут Олей?
Раз в неделю желательно выполнять задания в тетради с целью:
•закрепить навыки ориентировки на листе бумаги;
•развивать глазомер, умение видеть строку, соблюдать нужный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки;
•одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи, правильно изображать разные фигуры, удерживать их в памяти (написать три большие и две маленькие палочки и т.п.).
Важно, чтобы ребенок учился контролировать процесс выполнения упражнений и оценивать свой результат. (Сколько и каких палочек надо было написать? Проверьте: правильно ли вы выполнили задание? Посмотрите внимательно: хорошо ли написаны палочки?)
Данные упражнения помогают детям усваивать необходимые для письма правила:
•как надо сидеть;
•как положить руки;
•как держать карандаш, ручку, тетрадь.