Дислексия

         Чтение является одним из основных видов деятель­ности каждого школьника. Формирование правильного навыка чтения является залогом успешного овладения учебным материалом в целом. Однако не все дети ов­ладевают им одинаково быстро и качественно. Каждый ребенок индивидуален, поэтому процесс формирования навыка чтения проходит у детей по-разному. Одни дети овладевают чтением спокойно, беспрепятственно и дос­таточно быстро достигают высоких результатов. Другие преодолевают серьезные трудности. Формирование на­выка чтения у них проходит медленно, с большим ко­личеством ошибок и, как следствие этого, дети испыты­вают трудности в осознании прочитанного материала. Школьный логопед называет это «дислексия». Давайте разберемся, что же это такое?

Дислексия – это неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточное интеллектуальное и речевое развитие. Она связана с несформированностью или нарушением высших психических функций и проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 

ОШИБКИ ПРИ ДИСЛЕКСИИ

 

  • Неусвоение букв, замены и смешения фонетически близких звуков (звонких – глухих, твердых – мягких, свистящих – шипящих) (ТЕВОЧКА, ЛОВАТА) и замены графически сходных букв (х – ж, п – н, з – у, б – д и др.).
  • Побуквенное чтение. Затруднение при слиянии звуков в слоги и слова. Буквы называются поочередно (РАМА — Р, А,М,А), причем дается не звуковой образ, а их названия: «тэ», «пэ», «эм», «ша», «же».
  • Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуски гласных и согласных при их стечении, вставка звуков (СКАМЕЙКА— КАМЕКА, ПАРОВОЗ — ПАРВОЗ, ПОД ДОЖДЕМ — ПОД ДОЖДИЕМ); перестановка слогов (КАНАВА. — КАВАНА).
  • Нарушение восприятия прочитанного, что проявляется на уровне понимания как отдельного слова, так и предложения и текста в целом. При этом техника чтения может быть очень высокой.
  • Аграмматизмы: искажаются падежные окончания; не соблюдается согласование существительного и прилагательного в роде, числе, падеже; не учитываются окончания глаголов по лицам, числам и временам и др.
  • Нарушения звукопроизношения. Очень часто дислексии предшествуют дислалия, дизартрия или общее недоразвитие речи (ОНР).
  • Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.
  • Трудности в запоминании ряда слов, стихов, отрывков текста.
  • Проблемы при составлении рассказа по картинке (серии картинок).

 

В зависимости от того, какие отделы коры головного мозга выбиты из работы, выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.

 

  • Фонематическая дислексия связана с недоразвитием фонематического слуха (на отдельные звуки). В ее основе лежит нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Вызвана нарушением понимания слов, предложений, текстов.
  • Семантическая дислексия (семантика – смысл) вызвана нарушением понимания слов, предложений, текстов. (ребенок читает механически и не понимает прочитанного, т.е. неосознанное чтение).
  • Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. В этом случае страдают понимание и освоение грамматических форм (не видит границ фраз, категории рода, числа; временные формы глаголов; падежные и личностные окончания слов и пр.).
  • Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
  • Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении (ребенок путает сходные по написанию буквы).
  • Выделяют также литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную, выражающуюся в нарушениях при чтении слова.
  • Тактильная (осязательная) дислексия наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

 

Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи. Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями. Если ребенок, читая материал, испытывает большие трудно­сти, можно предложить текст более легкий и в процессе коррекционной работы постепенно усложнять речевой материал.

При обследовании навыка чтения  обращается внимание на следующие компоненты:

  • способ чтения;
  • правильность;
  • выразительность;
  • осознанность;
  • темп.

Задача логопеда и родителей – организовать занятия с ребенком, насыщенные  упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.

 

Упражнения для коррекции нарушений чтения

При фонематической дислексии:

Задания при фонематической дислексии подбираются по трем направлениям:

  • развитие звукового анализа и синтеза;
  • развитие слогового анализа и синтеза;
  • развитие языкового анализа и синтеза на уровне определения количества, последовательности и места слов в предложении.

упражнения:

  • придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга  (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);
  • придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
  • поднять цифру с количеством звуков в слове;
  • придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);
  • распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
  • составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
  • придумать предложение с определенным количеством слов;
  • определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.

При семантической дислексии:

  • слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;
  • слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
  • слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
  • определить, какое предложение правильное, например кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;
  • прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
  • прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).

При аграмматической дислексии:

  • составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
  • игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» — стул – стулья, «назови ласково» — капля — капелька, «чья картинка» — кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» — стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
  • игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» -воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» - красный – краснеть.

При мнестической дислексии

  • графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
  • упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.

При оптической дислексии:

Назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;

  • найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить  наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
  • запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);
  • определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;
  • найти фигуру, букву в ряду сходных;
  • реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].
  •  буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;
  • предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;
  • можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария;
  • возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

«Наложенные буквы»

 

«Узнай буквы по зеркальному изображению»

 

Игра «Какой буквы не стало» 

Игра на развитие памяти и внимания. Перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3–4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

Игра «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

Игра «Узнай букву». Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

 

Нетрадиционные упражнения

 

Эти упражнения полезно давать на общих уроках, ведь они полезны и для неплохо читающих детей. А можно использовать дома с родителями, дети которых плохо читают. Упражнения помогут ребятам научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее. Все задания – на карточках для индивидуальной работы.

 

Чтение скороговорок, пословиц и поговорок

• Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

• Наш дуда и туда, и сюда.

• Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

• Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

• Летят три пичужки через три пусты избушки.

• В один, Клим, клин колоти.

• Каково волокно, таково и полотно.

• Клюет курка крупку, курит турка трубку.

 

Упражнения для пальцев рук:

а) медленное и плавное сжатие пальцев в кулак с одновременным проговариванием слов скороговорки (темп постепенно увеличивается, потом вновь снижается);

б) постукивание подушечками пальцев медленно, затем быстрее и вновь медленно, сопровождаемое произнесением скороговорки (удар подушечками пальцев обеих рук – слово);

в) поочередное загибание пальцев одной руки с помощью указательного пальца другой, сопровождаемое скороговоркой (загнутый палец – слово);

г) «Маятник». Согнутая в локте рука стоит на парте. На одно слово рука опускается на парту, на другое – возвращается в исходное положение.

 

Работа с таблицами

Найти по порядку первые 25 букв русского алфавита, цифры от 1 до 25, остановив взгляд на середине таблицы.

Ж

Г

К

Д

И

Л

Е

З

Б

М

Т

А

О

Ч

Р

В

И

Е

С

Ц

У

Х

Н

П

Р

 

6

19

8

18

5

12

2

16

23

11

17

13

21

24

3

20

4

7

10

15

9

22

14

25

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение столбиков и строчек слов

мышка  миска   шарик    внуки

вилка    палка   дятел      грузы

марка    кукла   ветер      школа

норка    корка    голубь   флаги

жарко   жалко   домик    слива

зайка    цапля   тополь    двери

кошка   чашка  корень    груша

чайка    шишка лагерь    клещи

щетка    ветка   повар     крылья

речка    нитка  молот      сквер

ранка    тыква  парус      свист

 

Пройти словесный лабиринт

Найди слова на тему «Школа».

Д

И

Р

А

Н

У

Ч

И

Т

У

Р

Е

К

Р

Л

Т

Е

Е

Ч

Е

Б

Т

О

А

Р

Т

Л

К

И

Н

П

Е

Н

А

Д

Ь

 

Вставь пропущенные буквы

За гор_ми, за лесам_,

За шир_ким_ морям_ ,

Не н_ небе – на земл_

Ж_л стар_к в одно_ сел_.

У крестьян_н_ тр_ с_на:

Старши_ у_ный бы_ дет_на,

Средн_й с_н и так и сяк,

Младш_ й вовс_ был дур_к.

 

Сложить слова из половинок

Составить слова, прочитать их сначала медленно, затем нормально, а потом в темпе скороговорки.

 

Стараться не делать ошибок.

ДРУЖ

НЫЙ

ДЛИН

ХУШКА

ВЕР

МУШКА

КОР

НЫЙ

КОЛ

НИЙ

ЗИМ

ЛЕКТИВ

ПРА

ЛЕЯ

АЛ

ВИЛЬНО

МОРОЗ

ВАНИЕ

ОЧАРО

НАЯ

КРИК

ЛЯТЬСЯ

УДИВ

ЛИВЫЙ

ВОЛ

ЛИКИ

КРО

ШЕБНИК

СКАЗОЧ

РОЖНО

ОСТО

НЫЙ

КОЛ

ДУМАЛ

ПО

ДУНЬЯ

 

Упражнение на внимание

Какие слова одинаковые?

 

белка        рысь     обезьяна

медведь   белка    жираф

заяц          енот      белка

белка        бобр     барсук