Гимнастика для грамотности в младших классах.

Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.

И.Кант

          Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Эти упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

На логопедических занятиях я использую кинезиологические упражнения И.М. Семенович (по одному-двум упражнениям в течение 5 минут на каждом занятии). Регулярное применение такой гимнастики приносит свои результаты: у ребят значительно повысились концентрация внимания и переключаемость с одного вида деятельности на другой, увеличился объем кратковременной и долговременной памяти, повысилась грамотность учеников группы. По моей рекомендации коллеги стали также применять эти упражнения в начальной школе на уроках в виде физкультминуток и перед диктантами. В данном случае такие упражнения помогают улучшить познавательную деятельность учащихся, повысить их интерес к уроку.

 

 

«Колечки»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцами рук, последовательно соединяя указательный, средний, безымянный и мизинец в кольцо с большим. Выполняется сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя сразу. Одновременно с движениями пальцев можно отрабатывать деление слов на слоги, звуки, проговаривание словарных или новых слов, заучивание пословиц, поговорок, стихов, предложений диктанта (на уроках русского языка и чтения, иностранного языка).

 

«Кулак – ребро – ладонь»

Последовательно сменять три положения руки: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на

плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Сначала ребенок выполняет упражнение вместе с преподавателем, а затем – по памяти (8–10 повторений). Если упражнение сразу не получается, то можно помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произнесенными вслух или про себя.

 

 

«Ухо, нос»

Правой рукой взяться за кончик носа, а левой – за противоположное ухо. Затем хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

 

«Перекрестные шаги»

Маршируя на месте, выполнить 6 пар перекрестных движений – касаний рукой противоположного бедра. Шагать на месте. Взмах правой рукой сопровождается поднятием одноименной ноги, потом то же левыми рукой и ногой.

 

«Погладь, похлопай»

Дети встают друг против друга. Правой рукой несильно хлопать товарища по плечу, а левой гладить его по голове. Затем поменять руки.

 

«Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

«Перекрестные прыжки»

Это упражнение можно выполнять под музыку, пение, речитатив. Прыгать так, чтобы в такт движению левой ноги поднималась правая рука, и наоборот (6 пар прыжков).

 

«Зеркальное рисование»

Двумя руками одновременно на листе или в воздухе рисовать зеркальные предметы, буквы. Рекомендуется перед диктантом.

 

«Горизонтальные восьмерки»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, большой палец, безымянный и мизинец сжать в кулак, а указательный и средний вытянуть. Рисовать в воздухе лежащую восьмерку как можно большего размера. (Перед этим аналогичное изображение выполняется фломастером на листе бумаги.)

Следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем можно подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движениями пальцев выдвинутым языком.

 

«Таблицы Шульте»

Учитель заранее готовит таблицы начиная с 9 клеток, располагая буквы или цифры по порядку. Ребята должны как можно быстрее назвать данные значки по порядку, прикасаясь к ним пальцем. Объектов, которые находятся в правых колонках, нужно касаться правой рукой, букв или цифр, расположенных в левых колонках, – левой, значков, написанных в средней колонке, – ведущей рукой.

 

«Право, лево, вверх»

Педагог делает для детей следующую таблицу. На верхней строке расположены буквы в алфавитном порядке, на нижней – буквенные сокращения направлений движений рук: право – п, лево – л, вверх – в.

Под каждой буквой находится один из таких значков.

Учитель называет буквы, а ребята выполняют нужные движения.

Значки п и л – правая и левая руки поднимаются в соответствующие стороны, в ведущая рука поднимается вверх.

По мере освоения упражнения таблица усложняется: в первой строчке буквы расставляются не по алфавиту.

 

«Пляшущие человечки»

Преподаватель рисует человечков в разных позах. Задача ребят как можно точнее изобразить и удержать каждую из предложенных поз. Потом дети стараются быстро чередовать позы человечков.

В дальнейшем школьники сами выходят к доске и рисуют подобные фигурки, а их товарищи показывают соответствующие позы и движения.

 

«Массаж ушных раковин»

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

 

«Самомассаж»

  • Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.
  •  Движение, как при растирании замерзших рук. Растирание каждого пальчика на одной руке, затем на другой.
  • Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделайте тоже для другой руки.