Нужно ли учить ребенка чтению?

Обычно родители и педагоги тесно взаимодействуют на благо растущего малыша. Но ни в садике, ни в школе ребенок не может получить столько внимания, сколько дома. А потому родители должны придавать важное значение занятиям со своим чадом. И хотя от них не требуется специально учить его читать, они должны сформировать в нем умение говорить, слушать, думать.

Многие исследователи уверены, что умение читать в домашней обстановке может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить или говорить. Чтение складывается из личности малыша, его отношения к книгам, мышления, лексического запаса, самостоятельности, уверенности в себе, отношений с родителями. Ребенок, при выполнении некоторых условий, к 6 – 6,5 годам прекрасно обучает себя сам. Более того, это самообучение и есть показатель его возможностей справиться с требованиями гимназической программы. Если же этого не происходит, нужно вести прицельный разговор об особенностях развития данного конкретного ребенка и о том, как и, чем заниматься с ним в первую очередь.

 

Умение читать является одним из очень важных факторов успешной учебы в школе.  Если мы учим читать еще до школы, то значительно облегчаем ребенку работу в школе. Собственно, для поступления в спецшколу или в гимназию это теперь необходимо.

 

Условия, способствующие успешному овладению чтением:

 

1. Регулярно читать малышу вслух считалки, стишки с часто повторяющимися фразами.

2. Обеспечить ребенка книжки с картинками в размер страницы и с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие сказок Сутеева).

3. Буквы обязательно должны быть большими - даже тогда, когда вы знаете, ребенок справляется и с маленькими.

4. Процесс чтения не должен напоминать разгрузку вагонов. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем он, по идее, мог бы, а сложный словесный мир будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение вслух.
5. Разрешать ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и пр.

6. Устраивать детям подобие экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после.

7. Родители должны сами подавать малышу пример, читая книги, газеты, журналы.

8. Обстановка в доме должна быть спокойной.


Когда же можно начинать? Вы можете сами определить физиологическую готовность к чтению.

  • Ребёнок не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, т.е. он может составить связный рассказ.
  • У него достаточно развит фонематический слух. Ребёнок умеет услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова. Он легко может подобрать, например, слово, которое начинается с буквы  К или А, или выделяет общий звук в словах «кошка, шуба, мышь».
  • У ребёнка нет логопедических проблем (имеется в виду не только неумение произносить некоторые звуки, но и нарушения мелодики, ритма речи, и т.п.).
  • У малыша достаточно развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ» и т.п. Ведь читать малышу придется непременно слева направо, и никак иначе.

Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Как подготовить его к тому, чтобы он хорошо учился?

 

Ответьте на следующие вопросы:

Может ли ребенок:

1) в течение как минимум 30 минут самостоятельно, не отвлекаясь, заниматься каким-

либо делом;

2) за 10 минут составить по картинке рассказ из 6–7 предложений;

3) за 3 минуты собрать картинку, предварительно разрезанную на 8 частей;

4) в течение 1–2 минут составить из 5–6 цифр (например, 2, 8, 5, 9, 4, 10) последовательный ряд в убывающем и возрастающем порядке;

5) при сравнении двух предметов выделить их признаки, найти между ними сходства и различия;

6) за 3 минуты назвать не менее четырех диких и домашних животных, фруктов и овощей, птиц, цветов.

 

В любом случае, даже если вы остались довольны результатами своих исследований, желательно, используя следующие задания, постоянно развивать у малыша навыки, необходимые для успешной учебы.

 

Задание 1

Ребенок занят игрой. Попросите его отвлечься и выполнить «многоступенчатую» просьбу (например, принести вам плед и выключить телевизор). Повторяя такие задания, вы формируете у него навыки подчинения указаниям взрослого.

Задание 2

Возьмите книгу с крупным шрифтом. Пусть малыш подчеркнет или зачеркнет определенную букву в целом абзаце последовательно, строка за строкой. Регулярное выполнение таких заданий способствует развитию концентрации внимания и активности

мышления.

Задание 3

Поместите на стол 7–10 разных вещей и накройте их полотенцем. Приоткрыв его секунд на 10 и снова закрыв, предложите ребенку перечислить предметы. Затем поменяйте местами два каких-нибудь объекта и попросите его за то же время определить разницу. Подобные задания развивают внимание и активизируют зрительную память. Все задания должны проводиться только в виде игры и с обязательной фиксацией результата. Малыш должен сам стараться улучшать свои достижения. Хороший результат поощряйте призом.

Вы можете сами определить готовность ребенка к школе.

 

Памятка для родителей

 

Определять готовность к школе нужно примерно за год до первого сентября. Лучше, если этим займется специалист (логопед, психоневролог, психолог). Но если такой возможности нет, родители сами могут провести ориентировочное тестирование.

 

1. Уровень речевого развития

  • Составление рассказа по сюжетной картинке или серии картинок. В норме ребенок должен уметь связно, без искажений и «неправильных» сочетаний, рассказать «историю». Звукопроизношение должно быть четким, внятным. Различение звуков, выделение их в словах.

 

  • Перед ребенком кладется 10 картинок:

шапка, машина, утюг, душ, ложка, стол, лампа, шкаф, окно, чашка.

Задание: отложить картинки со звуком ш. Попутно проверяется способность концентрировать внимание.

 

2. Уровень общего развития

 

Задание 1: срисовать карандашом то, что написано на этой карточке. (Размер букв по вертикали – 1 см, заглавной буквы – 1,5 см).

Задание 2: нарисовать такие же точки по клеткам. (Диаметр точек – 2 мм, расстояние между ними – 1 см).  Если ребенок готов к школе, то при копировании предложения он правильно воспроизведет штрихи букв, разделит фразу на слова, а при копировании точек аналогично расположит их в пространстве и не перепутает количество.

Задание 3:

1) Нарисуй, пожалуйста, человечка.

Если малыш готов к школе, он нарисует человека с головой, туловищем, конечностями, шеей, обозначит глаза, уши, нос, волосы, пальцы, фигура будет пропорциональной.

2) Возьмите тетрадный лист в большую клетку и предложите ребенку нарисовать узор под диктовку. Начинать надо с левого верхнего угла. Говорите: одна клетка вправо, две клетки вниз, одна – влево и т.д. Должен получиться такой узор (например):

3) Потом дайте ему нелинованную бумагу и попросите дорисовать узор до конца листа

 

4) Можно предложить следующие задания:

 Дорисуй картинку:

    
Раскрась большое яблоко красным цветом, среднее — желтым, а маленькое зеленым.

 Заштрихуй дом.

Трудности в выполнении таких заданий говорят о плохом развитии моторики, недостаточной сформированности координации движений, проблемах пространственной ориентации, зрительного восприятия и зрительной памяти.

 

3. Уровень развития памяти

 

Задание: запомнить и воспроизвести слова:

год, лес, мед, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, рука.

Это задание можно повторить еще 3–4 раза.

Если ребенок сразу назвал не менее 5 слов, после 3–4-кратного повтора – 9–10, а через час забыл не более двух слов, то у него хорошая память. А если результаты теста неудовлетворительны, то следует разобраться в причинах и оказать малышам необходимую помощь.