Вот и лето прошло…

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели на занятиях.

Время пробежало незаметно. И вот уже вы сожалеете об упущенных возможностях. Конечно же, это относится не ко всем. Но в большинстве случаев бывает именно так. Но посмотрим, что можно сделать сейчас, чтобы вхождение в школьную жизнь, особенно для первоклассников, прошло без потрясений. В данной ситуации самым главным помощником родителей окажется игра. Если вы полагаете, что с поступлением в школу период игр для ребенка закончился, то глубоко ошибаетесь. Играть можно в любом возрасте. Игра может помочь ребенку не только интересно провести досуг, но и закрепить полученные знания, развить те умения, навыки, качества, которые в дальнейшем пригодятся ему и в учебе, и на протяжении всей жизни. Подобные занятия с родителями просто необходимы для сегодняшнего школьника, который недостаточно хорошо воспринимает материал учебной программы.

 

Какую игру выбрать?

Для ребят дошкольного и младшего школьного возрастов игра – это и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Одно из главных условий игры – наличие правил. Умение ребенка действовать «не так, как хочу, а так, как требует инструкция…» является чуть ли не самым востребованным с поступлением в школу.

Каким играм следует отдать предпочтение? Для ответа на этот вопрос мы должны решить, чему прежде всего следует уделить внимание в начале учебного года.

Одна из ведущих целей обучения – научить ребенка мыслить. Для этого необходимо развивать у детей базовые мыслительные операции и важнейшие интеллектуальные умения, составляющие ядро не только учебной, но и любой другой познавательной деятельности. Это сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение.

И делать это лучше всего как раз в играх. Больше всего для этого подходят дидактические игры, в том числе настольные.

 

Сравни картинки

Чтобы научить ребенка находить сходства и различия, то есть развивать у него операции сравнения, используйте такую известную игру, как «Найди 10 различий». В любом детском журнале, сборнике головоломок вы обнаружите много подобных парных картинок. Полезно, чтобы ребенок и сам придумывал аналогичные игры. Предложите ему это сделать для младшего братика (сестренки) или знакомых ребятишек.

 

Обучение чтению

При подготовке ребенка к школе большинство родителей учат его читать. Для этого они используют буквари и азбуки. С началом учебного года чтению необходимо уделять гораздо больше внимания. Здесь могут помочь компьютерные игры (необходимо соблюдать определенные правила работы за компьютером, и не забывать делать гимнастику для глаз). Например, игра «Баба Яга учится читать». В этой программе предложен подход к изучению азбуки с помощью стихов и игр. Игра направлена на закрепления навыков чтения. Забавные рифмовки на каждую букву алфавита помогут крохе не только закрепить полученные знания, но и ребята потренируются читать по слогам, составлять слова и  поэтические строчки. А веселые песни и частушки в исполнении известных актеров, яркие персонажи и живописная анимация не дадут малышу заскучать.

Бросаем мяч

Закрепление материала происходит гораздо быстрее, когда ребенок играет в мяч.

Для формирования звуко-буквенного анализа подойдет перекидывание мячика:

«Я тебе бросаю мячик и говорю слово, ты мне возвращаешь мяч и произносишь звук, который стоит в начале этого слова».

 А можно играть вот так:

«Я тебе бросаю мяч и называю слово, а ты кидаешь мяч мне обратно и говоришь, какую букву ты напишешь в этом слове на первом (втором, третьем и т.д.) месте».

Можно просто произносить слово и цифру, например: молоко 2. Это значит, что ребенок должен назвать букву, которая находится на втором месте. Таким способом мы можем отработать все необходимые слова.

«Перекидывать» можно весь русский язык: единственное – множественное число; приставки, предлоги; антонимы...

Игру с мячом можно сделать более динамичной. Ребенок стоит перед вами, но мяч вы кидаете не ему в руки, а в угол комнаты. Заранее договариваетесь:

«Когда я буду бросать мяч в левый угол, я стану называть одушевленные предметы, слова, отвечающие на вопрос кто?, а когда в правый – неодушевленные предметы, слова, к которым можно задать вопрос что? И ты должен приносить мяч мне.

Вначале я буду играть честно, а потом начну тебя путать. Если я кину мяч не в тот угол, ты остаешься на месте. И тогда я возьму мяч сам(а). Играем на счет».

Вы можете написать вопросы или ключевые слова задания на бумаге и положить эти листочки на пол, чтобы ребенок мог их прочитать.

 

Маленький редактор

Это упражнение, которое занимает очень мало времени, делается легко и не вызывает у детей негативных эмоций.

Ребенок вычеркивает в печатном тексте заданные буквы в течение определенного времени. Это может быть старая детская книжка или напечатанный на принтере текст доступного содержания (шрифт должен быть не меньше, чем в учебнике по чтению).

Выбор букв, их количество и порядок зависят от того, что надо повторить или выучить.

  • Можно брать по одной букве или одну букву вычеркивать, а другую обводить кружком. Причем делать это не по очереди, а сразу.
  • Можно вычеркивать слоги, буквосочетания. Положите перед ребенком листок бумаги, где крупными буквами будет написано то, что ему надо сделать.

Например:

– вычеркни все жи–ши (возможно, за время, отведенное на это задание, ребенок ни разу не встретит эти слоги, но их «образ» будет перед глазами и сыграет свою роль);

– все тся обведи кружком, а ться вычеркни.

 

Важные условия выполнения этих заданий – систематичность и разнообразие.

Упражнение делается как минимум 5 раз в неделю, в течение 2–5 минут (не более), не позднее чем за 1,5–2 часа до сна. Если в какой-то день ребенок не выполнил это задание, делать его два раза на второй день не надо. Если упражнение выполняется от случая к случаю – не стоит продолжать, это пустая трата времени. Отказ от такого простого упражнения говорит о неготовности и вашей, и ребенка что-то предпринимать для решения или предотвращения школьных проблем.

 

Шаги навстречу

Очень полезна игра в слова «Шагаем навстречу друг другу». Тема может быть любая, в зависимости от того, что надо повторить. Это могут быть прилагательные, характеризующие конкретное существительное; слова определенной тематики, относящиеся к какой-нибудь одной части речи.

Вы с ребенком встаете в разных концах комнаты и движетесь по направлению друг к другу. Один шаг – одно слово. Поравнявшись, каждый из вас поворачивается, и вы идете вперед спиной, чтобы видеть друг друга. Задача участников – поменяться местами, то есть добраться до противоположного конца помещения. Тот, кому это не удалось, проиграл.

В подобную игру можно играть где угодно: и на улице, и в транспорте (тогда вместо шагов используются какие-нибудь движения руками).

Аналогичным образом можно сочинять предложение. Взрослый произносит предложение из двух слов. Ребенок добавляет слово (в начало, середину или конец) и т.д. Тот, кто не сможет вставить новое слово, проигрывает.

Такое занятие содействует развитию связной речи, что особенно важно при написании диктантов.

Существует и обратная разновидность игры, когда вначале произносится длинное предложение, которое постепенно сокращается. И этот, и предыдущий варианты игры полезны для развития слуховой памяти.

 

Развитие пространственных представлений

 

Самое пристальное внимание необходимо обратить на еще одну сторону развития ребенка – уровень сформированности пространственных представлений. Достижение соответствия этого уровня возрасту поможет начинающему ученику преодолеть первые шаги по любому школьному предмету.

Для развития пространственных представлений существует много игр, среди которых – «Найди клад по карте» и всевозможные путешествия на бумаге.

УМЦ «РЕБУС» разработал очень хорошие настольные игры «Где мышонок?» и «Геометрия на веревочке». В эти игры с яркими, веселыми картинками дети готовы играть по нескольку раз подряд.

 

 

 

Учебные игры

«РЕБУС» также выпускает учебные игры, которые интересны для школьников любого возраста. Например, «Игра слов», «Слово – серебро», «Словарные слова. Каждому слову – свое место», «Логокарты».

Характер и задачи таких игр меняются от класса к классу. Они различаются тем, что преследуют конкретную методическую цель. Для ребенка игра остается развлечением, обучение отодвигается на второй план. Взрослый же воспринимает игру как средство подачи нового материала, отработки уже полученных навыков, умений, обобщения и систематизации знаний.

Родитель должен четко представлять себе основную задачу игры, которую он проводит с ребенком. Специфика подобной игры заключается в том, что не следует показывать детям истинную цель ее использования. В противном случае она превратится в обычное упражнение.

 

Эти игры, упражнения и задания, о которых говорилось в этой статье, обязательно помогут вашему ребенку. С информацией о настольных играх УМЦ «РЕБУС» можно ознакомиться на сайте: http://www.r-e-b-u-s.ru

 

Источник: Методический журнал «Здоровье детей»