Логопедическое обследование первоклассников

Всех детей поступивших в 1 класс обследует школьный логопед. Это не тестирование! Перед поступлением в школу ребёнок проходит медицинское обследование для составления полной картины состояния здоровья и своевременного выявления тех или иных нарушений. Логопедическое обследование также необходимо для своевременного выявления нарушений в развитии речи.

Родители часто интересуются: зачем обследоваться у школьного логопеда, если ребёнок занимается с логопедом в детском саду? В детском саду логопед занимается коррекцией устной речи (в основном коррекцией звукопроизношения). А если звук был поставлен, но в речи ребенок его не использует? Тогда звук необходимо автоматизировать. Школьный логопед корректирует и устную, и письменную речь. При логопедическом обследовании выявляются предпосылки к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма). Родителям сразу же даются практические рекомендации по устранению нарушений. В случае необходимости ребёнок зачисляется на логопедические занятия.

 

При обследовании ребёнка  логопед проверяет  не одно только звукопроизношение, а ВСЕ стороны речи:

  • пространственно – временные представления;
  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы (умение слышать и различать звуки; определять место звуков в слове);
  • слоговую структуру слов;
  • лексический (словарный) запас;
  • грамматический строй речи (умение правильно изменять слова, формировать новые слова по определённому образцу и т.п. навыки);
  • связную речь (составление рассказа по картинке или серии картинок);
  • уровень сформированности навыка чтения (ребёнок не обязан к первому классу уметь читать, но в случае, если навык чтения формируется с трудом, логопед выявляет причину трудностей и даёт практические рекомендации по их устранению).

 

Примерные виды заданий логопедического обследования

  • Обследование умения ориентирования в пространстве.

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится впереди, сзади, посередине, справа и лева?

  • Проверка правильности звукопроизношения

Для выявления отклонений в речевом развитии подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.

  • Обследование фонематической стороны речи.

1.Назовите слово, в котором есть звук р (л, ч, м, и т.п.).

2. Игра «Слушай внимательно»

Какой звук слышишь в начале слова? в конце слова? (определить место звука в слове).

3. Составь слово (на слух): К,О,Т,  М,А,К,   Д,О,М,  М,А,Р,Ш.

4. Ребенку предлагается распределить картинки по группам: в одной группе картинки, названия которых начинаются со звука Ф, в другой – со звука З, в третьей – со звука Ш .

5. Повтори за мной звуки (различение оппозиционных звуков):

та-да-да   па-ба-па     ва-ва-фа

за-за-са    ка-га-ка      ша-жа-ша

ра-ра-ла   ша-cа-ша    ча-тя-ча

 

  • Обследование слоговой структуры слова.

Повтори за логопедом   сложные слова, словосочетания:

Сковорода, футболист, кинотеатр, баскетбол, аквалангист, термометр. Рыбки плавают в аквариуме; милиционер остановил велосипедиста; фотограф фотографирует детей; медведь убежал в лесную чащу; Соня сушила мокрое белье на веревочке;

 

  • Обследование словаря.

1. Назвать обобщающие слова (картинки).

Юбка, кофта, брюки, носки, платье – одежда и т.п.                      

 

2. Игра «Скажи наоборот»  (подбор слов с противоположным значением)

добро -            хороший -           сладкая -

горе -               большой -           длинный -

друг -               высокий -           много –

3. Назвать малознакомые предметы (картинки).

4. Покажи и назови части предмета ( картинки).

 

  • Обследование грамматического строя речи.

1.Словоизменение (умение употреблять имена существительные в ед. и мн. числах).

Игра «Один – много»

Шар -                                         Дом -                                   Друг - 

Стол –                                       Дерево -                                Воробей -

2. Словообразование

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Игра «Назови ласково».

 Гриб-                    лиса -                            лист -                              воробей -

 одеяло -              чашка –                          яблоко –                         стул –

Образование прилагательных от существительных

Из чего сделаны предметы?

Кастрюля из металла -                                     Шарик из резины -

Матрешка из дерева –                                      Шапка из меха -

Какое варенье варят из яблок? –                 Какой сок делают из винограда? –

Из клубники –                                                   Из апельсина –

Из слив –                                                            Из моркови –

 

  • Обследование связной речи.

Некоторое представление о состояния связной речи детей логопед уже получил в ходе первичного обследования. Во время вторичного, углубленного обследования логопед предлагает детям одну сюжетную картинку или серии сюжетных картинок, просит внимательно рассмотреть их, разложить в нужной последовательности и составить рассказ.