Логопедическое обследование первоклассников
Всех детей поступивших в 1 класс обследует школьный логопед. Это не тестирование! Перед поступлением в школу ребёнок проходит медицинское обследование для составления полной картины состояния здоровья и своевременного выявления тех или иных нарушений. Логопедическое обследование также необходимо для своевременного выявления нарушений в развитии речи.
Родители часто интересуются: зачем обследоваться у школьного логопеда, если ребёнок занимается с логопедом в детском саду? В детском саду логопед занимается коррекцией устной речи (в основном коррекцией звукопроизношения). А если звук был поставлен, но в речи ребенок его не использует? Тогда звук необходимо автоматизировать. Школьный логопед корректирует и устную, и письменную речь. При логопедическом обследовании выявляются предпосылки к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма). Родителям сразу же даются практические рекомендации по устранению нарушений. В случае необходимости ребёнок зачисляется на логопедические занятия.
При обследовании ребёнка логопед проверяет не одно только звукопроизношение, а ВСЕ стороны речи:
- пространственно – временные представления;
- звукопроизношение;
- фонематические процессы (умение слышать и различать звуки; определять место звуков в слове);
- слоговую структуру слов;
- лексический (словарный) запас;
- грамматический строй речи (умение правильно изменять слова, формировать новые слова по определённому образцу и т.п. навыки);
- связную речь (составление рассказа по картинке или серии картинок);
- уровень сформированности навыка чтения (ребёнок не обязан к первому классу уметь читать, но в случае, если навык чтения формируется с трудом, логопед выявляет причину трудностей и даёт практические рекомендации по их устранению).
Примерные виды заданий логопедического обследования
- Обследование умения ориентирования в пространстве.
Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится впереди, сзади, посередине, справа и лева?
- Проверка правильности звукопроизношения
Для выявления отклонений в речевом развитии подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
- Обследование фонематической стороны речи.
1.Назовите слово, в котором есть звук р (л, ч, м, и т.п.).
2. Игра «Слушай внимательно»
Какой звук слышишь в начале слова? в конце слова? (определить место звука в слове).
3. Составь слово (на слух): К,О,Т, М,А,К, Д,О,М, М,А,Р,Ш.
4. Ребенку предлагается распределить картинки по группам: в одной группе картинки, названия которых начинаются со звука Ф, в другой – со звука З, в третьей – со звука Ш .
5. Повтори за мной звуки (различение оппозиционных звуков):
та-да-да па-ба-па ва-ва-фа
за-за-са ка-га-ка ша-жа-ша
ра-ра-ла ша-cа-ша ча-тя-ча
- Обследование слоговой структуры слова.
Повтори за логопедом сложные слова, словосочетания:
Сковорода, футболист, кинотеатр, баскетбол, аквалангист, термометр. Рыбки плавают в аквариуме; милиционер остановил велосипедиста; фотограф фотографирует детей; медведь убежал в лесную чащу; Соня сушила мокрое белье на веревочке;
- Обследование словаря.
1. Назвать обобщающие слова (картинки).
Юбка, кофта, брюки, носки, платье – одежда и т.п.
2. Игра «Скажи наоборот» (подбор слов с противоположным значением)
добро - хороший - сладкая -
горе - большой - длинный -
друг - высокий - много –
3. Назвать малознакомые предметы (картинки).
4. Покажи и назови части предмета ( картинки).
- Обследование грамматического строя речи.
1.Словоизменение (умение употреблять имена существительные в ед. и мн. числах).
Игра «Один – много»
Шар - Дом - Друг -
Стол – Дерево - Воробей -
2. Словообразование
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Игра «Назови ласково».
Гриб- лиса - лист - воробей -
одеяло - чашка – яблоко – стул –
Образование прилагательных от существительных
Из чего сделаны предметы?
Кастрюля из металла - Шарик из резины -
Матрешка из дерева – Шапка из меха -
Какое варенье варят из яблок? – Какой сок делают из винограда? –
Из клубники – Из апельсина –
Из слив – Из моркови –
- Обследование связной речи.
Некоторое представление о состояния связной речи детей логопед уже получил в ходе первичного обследования. Во время вторичного, углубленного обследования логопед предлагает детям одну сюжетную картинку или серии сюжетных картинок, просит внимательно рассмотреть их, разложить в нужной последовательности и составить рассказ.