Развиваем логическое мышление и речь
Советы для занятых родителей
Как говорят сегодня современные школьники. Поражает бедность их словаря: в основном это междометия и скудный набор существительных и прилагательных. Но страшнее всего то, что все чаще встречаются родители, которые не удивляются своим детям, потому что сами разговаривают примерно так же.
Представьте себя в качестве слушателя: какая речь вам больше понравится? Яркая, насыщенная красочными образами или та, которая изобилует паузами, вызванными мучительным подбором подходящего слова? А теперь скажите: какую речь вы хотели бы услышать от своего ребенка? Безусловно, мы все хотим, чтобы наши дети говорили грамотно и интересно. А если у ребенка речевые проблемы, то это желание удваивается.
Основной механизм мышления
Две главные функции речи связаны между собой теснейшим образом. Первая – коммуникативная, подразумевает общение людей друг с другом. Во второй – речь выступает как средство образования, развития и выражения мыслей, то есть как основной механизм мышления. Именно речь играет ведущую роль в процессе становления мышления ребенка.
Подробно остановимся на речи как средстве анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности. Все эти процессы относятся к базовым мыслительным операциям, составляющим ядро учебной и любой познавательной деятельности человека, именно на них основываются наши рассуждения и умозаключения.
Фундамент для будущего
Многие родители надеются на воспитателей, учителей, опытных нянь. Я не специалист, пусть развитием моего ребенка занимается педагог. Эти мамы и папы сильно заблуждаются. Ведь новые знания и впечатления дети лучше примут от того, кого они любят, кто им дорог и близок. Поэтому, если на предложение поиграть с малышом отец говорит: «Что я с ним сейчас буду делать? Вот подрастет, тогда поиграем», – он рискует опоздать. А время, как известно, вспять не повернешь. Поэтому играть в игры на сравнение, развитие умения рассуждать, делать выводы необходимо уже с 2–3-лет-ними малышами. Примерно в 6–7 лет (а иногда и пораньше) у ребенка начинает формироваться абстрактное и словесно-логическое мышление. Большое внимание надо уделить формированию умений систематизировать слова по конкретному признаку и выделять родовые и видовые понятия и т.п. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию. А хорошее абстрактно-логическое мышление – залог успешного овладения школьной программой.
Эти занятия не нужно планировать заранее, специально, строго «по науке». Данные упражнения выполняются непосредственно в реальной жизни ребенка: прогулка, умывание, подготовка ко сну, дорога в детский сад и домой и т.д. Даже если вы по пути на дачу попали в пробку, не стоит бесконечно призывать малыша к порядку, а просто поиграйте с ним. При этом не торопитесь помочь ребенку в решении какой-либо головоломки, пусть даже пустяковой. И если он пока не может ответить так, как бы вам того хотелось, не расстраивайтесь: процесс пошел – вы начали строить фундамент для будущего.
Игры и упражнения
«4-й лишний»
Взрослый называет четыре слова, одно из которых не подходит к остальным по смыслу. Ребенок должен выделить его и объяснить свой выбор.
1. Лимон, одуванчик, апельсин, солнце.
Варианты ответа:
1) апельсин, т.к. он оранжевый, а все остальное – желтое;
2) лимон, т.к. он овальный, а все остальное – круглое.
3) солнце, т.к. оно не растет, а все остальное растет.
Если вы попросите малыша исключить слово по цвету, то правильный вариант первый, по форме – второй.
Ну а если вы даете ребенку возможность проявить «мыслительное творчество» и не ограничиваете его фантазию, то это может быть любой из вариантов.
2. Помидор, огурец, капуста, укроп.
Это все овощи, но можно убрать помидор, т.к. он красный, а остальные овощи – зеленые. Будьте готовы и к тому, что лишним окажется… огурец, т.к. его не кладут в борщ.
3. Обращаем внимание на форму:
Телевизор, ковер, книга, тарелка.
Яблоко, смородина, банан, мандарин.
4. Смотрим на величину:
Слон, зебра, бегемот, носорог.
Пуговица, ластик, конфета, воздушный шарик.
5. Исключаем предмет по материалу, из которого он сделан:
Чашка, тарелка, стакан, ложка.
Карандаш, салфетка, книга, тетрадь.
Ножницы, иголка, ластик, отвертка.
6. Части суток, дни недели, времена года:
Утро, понедельник, ночь, вечер.
День, зима, лето, осень.
Среда, четверг, вечер, пятница.
7. Части речи:
Сладкий, вкусный, сочный, мыть.
Плыть, бежать, лететь, птица.
8. Смотрим на первый звук в слове:
Игрушки, улица, изба, изюм.
Курица, комар, гусь, куропатка.
9. Исключаем слово по последнему звуку:
Крот, пилот, индюк, парашют.
Кино, светло, изба, окно.
«Узнай предмет»
1. По признакам:
Рыжая, хитрая…
Круглый, оранжевый, сладкий…
2. По действиям:
Бегает, охраняет, лает…
Ходит, клюет, кукарекает…
Растет, распускается, цветет…
Летает, жужжит, жалит…__
3. По частям:
Ножки, спинка, сиденье…
Ноги, спина, голова, руки…
Колеса, кузов, кабина…
Ручка, крышка, носик…
Крылья, хвост, клюв…
Крылья, хвост, двигатель…
От общего к частному
Называем общее понятие, а ребенок его раскрывает:
Мебель – стол, кровать и т.д.
Головные уборы – …
Посуда – …
От частного к общему
Сказать одним словом:
Сапоги, туфли, кроссовки – обувь.
Липа, дуб, береза – …
Ласточка, жаворонок, кукушка – …
Продолжи ряд
Корова, коза, лошадь, … (кошка, собака) и т.д.
Красный, голубой, зеленый…
Прямоугольник, ромб, овал…
Комар, стрекоза, жук, пчела, оса, бабочка…
Найди подходящую пару
Подбор слов по аналогии:
Ель – шишка, дуб – желудь.
Ложка – металл, чашка – …
Огурец – овал, помидор – …
Птица – гнездо, медведь – …
Что общего?
Корабль, рыба, медуза, лодка.
Тарелка, солнце, бублик, колесо.
Мел, уголек, краски, карандаш.
Халва, варенье, конфета, сахар.
«Бывает – не бывает»
Мышь грызет сыр.
Белка живет в берлоге.
Лодка плывет по воде.
Курица переплывает ручей.
Закончи фразу
Папа подошел к двери, потому что…
Девочка обернулась для того, чтобы…
Мальчик заглянул в коробку и…
«Верно – неверно»
Я взял зонт, потому что пошел дождь.
Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Мне подарили книгу, потому что у меня день рождения.
У меня день рождения, потому что мне подарили книгу.
Короткие загадки
Дерево с белым стволом – …
Мама утенка – …
Папа жеребенка – …
Дом для машины – …
Без нее не сможешь есть - …
Без него не раскрасишь -…
Ассоциации
1) Взрослый: туча…
Ребенок: дождь, зонт,
2) Игроки по очереди называют слова: дом, стекло, окно, небо, самолет…
3) Малыш должен подобрать пару:
гриб – корзинка, ручка – тетрадь, тарелка – суп и т.д.
Антонимы «Скажи наоборот»
Большой – маленький
Далеко – близко
Тупой – острый (а не умный)
Встречать – провожать
День – ночь
Чем похожи, и не похожи
1) Вы едете в машине. Малыш не может сидеть спокойно. Предложите ему посмотреть в окно и:
– сосчитать за минуту все синие машины, которые вас обгонят;
– найти автомобиль, похожий на ваш (по цвету, размеру, марке – в зависимости от возраста ребенка).
2) Что общего у собаки и кошки? Чем они различаются?