Главная » 2014 » Июнь » 10 » Логопедический пункт в МАОУ СОШ № 18 (Читать далее)
09:58
Логопедический пункт в МАОУ СОШ № 18 (Читать далее)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ В  МАОУ СОШ № 18

          Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает вожное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся, имеющих нарушения в развитии речи.

 Наличие даже небольших отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом строе речи может по-разному сказаться на общем развитии ребенка, но отставание от школьной программы неизбежно, если ученику своевременно не оказать логопедическую помощь. 

Чистая и правильная речь – одно из главных условий нормального психологического развития ребенка. Необходимо помнить, что хорошо развитая речь — это не только правильное звукопроизношение, но и богатый словарный запас, умение строить фразы различной сложности с соблюдением всех грамматических норм, владение связной речью. Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенок овладевает письменной речью и усваивает школьную программу. 

В последние годы в начальные классы школ значительно увеличился поток учащихся с различными видами речевых нарушений, что, в свою очередь, приводит к сложностям обучения. Проблема нарушения устной и письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение становится базой и средством дальнейшего обучения.

Какие речевые дефекты мешают усвоению школьной программы:

  • неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы в письме (ребенок пишет так, как говорит);
  • недостаточно четкая артикуляция может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
  • фонематические нарушения, сложности звуко-буквенного анализа, т.е. физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему (возможно будет путать звуки, близкие по звучанию; не сможет выделить заданный звук в слове; из определенных звуков сложить слово; определить количество звуков в слове);
  • лексико-грамматические нарушения (нарушение слоговой структуры; неправильное использование и в речи, и на письме грамматических категорий: числа, рода, падежа).

Часто эти дефекты сопровождаются несформированностью высших психических процессов: нарушения в развитии восприятия, ориентировки в пространстве, недостаток внимания, зрительной и слуховой памяти, несформированности приёмов учебной деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой моторики. В следствии этого страдает весь процесс обучения.

 

Целью логопункта является:

  • Своевременное выявление и преодоление расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся.

Задачи:

  • правильное оценивание проявлений речевой недостаточности каждого ученика;
  • на основе речевого обследования формирование логопедических групп;
  • проведение коррекционно-развивающей работы;
  • общее развитие речи детей и речевых предпосылок к усвоению программы по русскому языку;
  • оказание консультативной помощи родителям учащихся и учителям.

Направления логопедической работы:

  1. Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
  2. Формирование звукового анализа и синтеза.
  3. Постановка и автоматизация дефектных звуков.
  4. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
  5. Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
  6. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  7. Коррекция элементов учебной деятельности.
  8. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
  9. Развитие пространственных, временных и социально-бытовых    представлений.
  10. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.


         Все занятия коррекционно-логопедической работы ориентированны на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Учитель-логопед работает в тесном взаимодействии с учителями и родителями.

                                                           

Работа с педагогами

 

Взаимопонимания между логопедом и педагогами невозможно без четкого понимания учителями целей логопедической работы в школьном учреждении. Для этого я обычно выступаю на одном из педагогических советов и подробно рассказываю о видах речевых нарушений, которые встречаются у учащихся школы, каким образом эти нарушения влияют на успешное освоение детьми-логопатами учебных программ, особенно по русскому языку и чтению. В своем сообщении я также рассказываю о содержании коррекционной работы, ее организации.

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Чтобы работа школьного логопеда была более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Для того, чтобы учителя 1-х классов быстрее и лучше узнали способности и возможности своих учеников, в сентябре знакомлю учителей  с прогнозами речевого развития каждого ребёнка. Такая совместная ранняя профилактическая работа позволяет детям быстрее адаптироваться в школе, не потерять учебную мотивацию, лучше усваивать учебный материал.  

Нередки взаимопосещения занятий учителей и логопедов, особенно в начале учебного года, когда есть возможность более узко пронаблюдать за деятельностью ребенка на занятиях и предупредить возможные проблемы в обучении. Рассказываю учителям о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.

Еще одним важным условием коррекционной работы является выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда, т.к. эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с заданными нормами. Моя задача как логопеда – обратить внимание учителя на то, что специфические логопедические ошибки не следует засчитывать при оценке письменной работы учащегося. Здесь же необходимо научить педагога отличать логопатические ошибки от грамматических, орфографических. С этой целью раздаю учителям таблицу-памятку с перечнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.

Логопед является непременным участником работы школьного психо-медико-педагогического консилиума, где необходимо обследовать детей и составлять на них заключение. В начале учебного года я выступаю на заседании ПМПК с сообщением о результатах логопедического обследования и намечаю детей возможной группы риска по школьной дезадаптации.

Также в нашей школе учителя-логопеды и педагоги оказывают друг - другу методическую и организационную помощь в подготовке к открытым урокам, конкурсам, выступлениям на различных мероприятиях, помогают при подготовке к аттестации.

 

Работа с родителями

 

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут ежедневно заниматься с ребенком. Огромное значение в работе с родителями, особенно младших школьников, имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. 

В начале года работу с каждой семьёй я начинаю с её диагностики: составление индивидуальных карточек учащихся (состав родителей, сфера их занятий, образовательный и социальный уровень). Организация диагностической работы происходит через анкетирование, беседы, индивидуальные и групповые консультации родителей. Во время индивидуальных бесед после обследования ребенка,  обращаю внимание родителей  на имеющиеся у ребенка проблемы в звукопроизношении,  на  неполноценность связной речи, на  низкий объем слухоречевой памяти и др.  Объясняю родителям, как исправить тот или иной недостаток, или  восполнить пробел в подготовке к школе.

На консультациях родителям показываю  логопедические приемы (артикуляционную гимнастику и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей  обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Помимо консультаций в течение учебного года по запросу учителей   выступаю  на классных  собраниях с сообщениями на интересующие родителей темы: Какие проблемы возможны  у детей в адаптационный период? Как преодолеть ошибки на письме?  Как  научить левшу  красиво писать? Как преодолеть проблемы в чтении?

Такая работа сближает родителей и специалистов, они доверяют нам, приходят за советом и помощью.

Просмотров: 1364 | Добавил: Logoped | Рейтинг: 5.0/1