09:58 Логопедический пункт в МАОУ СОШ № 18 (Читать далее) | |
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ В МАОУ СОШ № 18
Логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает вожное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся, имеющих нарушения в развитии речи. Наличие даже небольших отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом строе речи может по-разному сказаться на общем развитии ребенка, но отставание от школьной программы неизбежно, если ученику своевременно не оказать логопедическую помощь. Чистая и правильная речь – одно из главных условий нормального психологического развития ребенка. Необходимо помнить, что хорошо развитая речь — это не только правильное звукопроизношение, но и богатый словарный запас, умение строить фразы различной сложности с соблюдением всех грамматических норм, владение связной речью. Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенок овладевает письменной речью и усваивает школьную программу. В последние годы в начальные классы школ значительно увеличился поток учащихся с различными видами речевых нарушений, что, в свою очередь, приводит к сложностям обучения. Проблема нарушения устной и письменной речи у младших школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение становится базой и средством дальнейшего обучения. Какие речевые дефекты мешают усвоению школьной программы:
Часто эти дефекты сопровождаются несформированностью высших психических процессов: нарушения в развитии восприятия, ориентировки в пространстве, недостаток внимания, зрительной и слуховой памяти, несформированности приёмов учебной деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой моторики. В следствии этого страдает весь процесс обучения.
Целью логопункта является:
Задачи:
Направления логопедической работы:
Учитель-логопед работает в тесном взаимодействии с учителями и родителями.
Работа с педагогами
Взаимопонимания между логопедом и педагогами невозможно без четкого понимания учителями целей логопедической работы в школьном учреждении. Для этого я обычно выступаю на одном из педагогических советов и подробно рассказываю о видах речевых нарушений, которые встречаются у учащихся школы, каким образом эти нарушения влияют на успешное освоение детьми-логопатами учебных программ, особенно по русскому языку и чтению. В своем сообщении я также рассказываю о содержании коррекционной работы, ее организации. Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Чтобы работа школьного логопеда была более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. И у логопеда, и у учителя общая цель – дать качественное образование школьникам. Для достижения этой цели учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Для того, чтобы учителя 1-х классов быстрее и лучше узнали способности и возможности своих учеников, в сентябре знакомлю учителей с прогнозами речевого развития каждого ребёнка. Такая совместная ранняя профилактическая работа позволяет детям быстрее адаптироваться в школе, не потерять учебную мотивацию, лучше усваивать учебный материал. Нередки взаимопосещения занятий учителей и логопедов, особенно в начале учебного года, когда есть возможность более узко пронаблюдать за деятельностью ребенка на занятиях и предупредить возможные проблемы в обучении. Рассказываю учителям о методах и приемах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приемы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках. Еще одним важным условием коррекционной работы является выработка единства требований к ученику-логопату со стороны учителя и логопеда, т.к. эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с заданными нормами. Моя задача как логопеда – обратить внимание учителя на то, что специфические логопедические ошибки не следует засчитывать при оценке письменной работы учащегося. Здесь же необходимо научить педагога отличать логопатические ошибки от грамматических, орфографических. С этой целью раздаю учителям таблицу-памятку с перечнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны. Логопед является непременным участником работы школьного психо-медико-педагогического консилиума, где необходимо обследовать детей и составлять на них заключение. В начале учебного года я выступаю на заседании ПМПК с сообщением о результатах логопедического обследования и намечаю детей возможной группы риска по школьной дезадаптации. Также в нашей школе учителя-логопеды и педагоги оказывают друг - другу методическую и организационную помощь в подготовке к открытым урокам, конкурсам, выступлениям на различных мероприятиях, помогают при подготовке к аттестации.
Работа с родителями
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если родители дома не будут ежедневно заниматься с ребенком. Огромное значение в работе с родителями, особенно младших школьников, имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. В начале года работу с каждой семьёй я начинаю с её диагностики: составление индивидуальных карточек учащихся (состав родителей, сфера их занятий, образовательный и социальный уровень). Организация диагностической работы происходит через анкетирование, беседы, индивидуальные и групповые консультации родителей. Во время индивидуальных бесед после обследования ребенка, обращаю внимание родителей на имеющиеся у ребенка проблемы в звукопроизношении, на неполноценность связной речи, на низкий объем слухоречевой памяти и др. Объясняю родителям, как исправить тот или иной недостаток, или восполнить пробел в подготовке к школе. На консультациях родителям показываю логопедические приемы (артикуляционную гимнастику и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. Помимо консультаций в течение учебного года по запросу учителей выступаю на классных собраниях с сообщениями на интересующие родителей темы: Какие проблемы возможны у детей в адаптационный период? Как преодолеть ошибки на письме? Как научить левшу красиво писать? Как преодолеть проблемы в чтении? Такая работа сближает родителей и специалистов, они доверяют нам, приходят за советом и помощью. | |
|