Главная » 2014 » Июнь » 10 » Если у ребенка «каша во рту» (Читать далее)
09:41
Если у ребенка «каша во рту» (Читать далее)

Если у ребенка «каша во рту»

Речевые проблемы «переползают» из устной речи в письменную…

Иногда недостатки речи бывают не слишком заметные, поэтому родители не обращают на них внимания, ссылаясь на возраст ребенка: вырастет - и все само собой исправится. Однако взрослые должны знать, что возрастные особенности детской речи действительно могут исчезнуть к четырем-пяти годам, но только в том случае, когда они не имеют характера речевых нарушений. Разобраться же в этом и правильно квалифицировать нарушенное звукопроизношение могут только специалисты. Помните, что всякое отступление от правильного произношения слов у детей дошкольного возраста является речевым нарушением, приводящим к задержке речевого развития.

Ребенок стал первоклассником, задержка речевого развития сразу же становится заметной и негативно сказывается на всем учебном процессе. Дело в том, что правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте имеет огромное значение. Это объясняется тем, что формирование письменной речи происходит на базе устной. Со временем недостатки речевого развития активно развиваются и приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и специфическим нарушениям устной речи (дислексия).

Как же обидно бывает родителям, когда их ребенок плохо учится. И дело, к сожалению, не в придирках учителей - ребенок действительно плохо читает, делает много ошибок при письме, невнимателен на уроках, легко отвлекается, не в состоянии решить совершенно несложную задачу. Многие родители связывают плохую учебу чада только с его личностными качествами (не выполняет домашние задания, отвлекается в классе, невнимателен, небрежен, ленится, нетрудолюбив и т.д.). К сожалению, в большинстве случаев папы и мамы оказываются не правы, принимая сложные логопедические нарушения, такие, как дисграфия и дислексия, за простую невнимательность или небрежность.

К чему могут привести в будущем эти нарушения? Безграмотное, с большим количеством ошибок письмо, несформированная и неправильная речь, бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль и, наконец, что особенно важно, - непонимание причинно-следственных связей. Именно последнее обстоятельство приводит к резким осложнениям при усвоении математических предметов. Постепенно взрослея, подросток бывает практически не способен излагать свои мысли, а следовательно, писать изложения и сочинения, не говоря уже о решении математических уравнений и задач.

Практика показывает, что более половины учащихся начальной школы имеют недостатки речевого развития, допуская в разговорной речи и письме нелепые ошибки. При этом ребята не умеют сконцентрироваться на главном, отличаются рассеянностью невнимательностью.

Нарушение речевого развития, так же как дисграфия и дислексия, требует обязательной корректировки и устранения. Наиболее эффективные результаты достигаются при работе с детьми до 10 лет и только при регулярных занятиях. Позже коррекция протекает значительно сложнее и, как правило, с меньшим успехом, а само речевое расстройство принимает уже характер стойкого хронического нарушения.

Во всех случаях вне зависимости от возраста ребенка первую и основную роль в процессе коррекции его речевого и психологического развития должны сыграть родители.

Советы  логопеда

Присмотритесь, а главное - внимательно прислушайтесь к своему ребенку! Как он говорит, какие ошибки допускает в устной речи или при письме. Если ваш ребенок еще не умеет писать и читать, то внимательно проанализируйте его устную речь и в случае возникших у вас подозрений немедленно обратитесь к логопеду и психологу. Если же ваш ребенок уже читает и пишет, просмотрите его тетради по русскому языку и проанализируйте его ошибки по предлагаемым ниже некоторым признакам:

пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил);

перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял);

наращивание слов лишними буквами – «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка);

недописывание букв - «красны» (красный), «лопат» (лопата);

слитное написание слов – «наохоту». (на охоту);

замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки), «панка» (банка);

недописывание мягкого знака – «василки» (васильки), «кон» (конь);

неумение согласовывать прилагательные с существительными - «пять белый грибы»;

неправильный выбор падежной формы – «катались на санки».

Существуют специально разработанные диагностические тесты, позволяющие определить у детей 5-6-летнего возраста возможность возникновения у них в будущем речевых нарушений, выяснить причины речевых и психологических задержек и провести профилактические коррекционные занятия, направленные на предупреждение дисграфии и дислексии.

Разработанная методика позволяет решить проблему возможных нарушений чтения и письма еще до начала обучения ребенка в школе. Это поможет ребенку избежать многочисленных ошибок при освоении азов грамоты и правил правописания, облегчит ему учебу в школе и повысит интерес к процессу обучения.

 

Просмотров: 1193 | Добавил: Logoped | Рейтинг: 5.0/1