Развиваем логическое мышление и речь

Советы для занятых родителей

 

           Как говорят сегодня современные школьники. Поражает бедность их словаря: в основном это междометия и скудный набор существительных и прилагательных. Но страшнее всего то, что все чаще встречаются родители, которые не удивляются своим детям, потому что сами разговаривают примерно так же.

Представьте себя в качестве слушателя: какая речь вам больше понравится? Яркая, насыщенная красочными образами или та, которая изобилует паузами, вызванными мучительным подбором подходящего слова? А теперь скажите: какую речь вы хотели бы услышать от своего ребенка? Безусловно, мы все хотим, чтобы наши дети говорили грамотно и интересно. А если у ребенка речевые проблемы, то это желание удваивается.

 

Основной механизм мышления

 

Две главные функции речи связаны между собой теснейшим образом. Первая – коммуникативная, подразумевает общение людей друг с другом. Во второй – речь выступает как средство образования, развития и выражения мыслей, то есть как основной механизм мышления. Именно речь играет ведущую роль в процессе становления мышления ребенка.

Подробно остановимся на речи как средстве анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности. Все эти процессы относятся к базовым мыслительным операциям, составляющим ядро учебной и любой познавательной деятельности человека, именно на них основываются наши рассуждения и умозаключения.

 

Фундамент для будущего

 

Многие родители надеются на воспитателей, учителей, опытных нянь. Я не специалист, пусть развитием моего ребенка занимается педагог. Эти мамы и папы сильно заблуждаются. Ведь новые знания и впечатления дети лучше примут от того, кого они любят, кто им дорог и близок. Поэтому, если на предложение поиграть с малышом отец говорит: «Что я с ним сейчас буду делать? Вот подрастет, тогда поиграем», – он рискует опоздать. А время, как известно, вспять не повернешь. Поэтому играть в игры на сравнение, развитие умения рассуждать, делать выводы необходимо уже с 2–3-лет-ними малышами. Примерно в 6–7 лет (а иногда и пораньше) у ребенка начинает формироваться абстрактное и словесно-логическое мышление. Большое внимание надо уделить формированию умений систематизировать слова по конкретному признаку и выделять родовые и видовые понятия и т.п. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию. А хорошее абстрактно-логическое мышление – залог успешного овладения школьной программой.

Эти занятия не нужно планировать заранее, специально, строго «по науке». Данные упражнения выполняются непосредственно в реальной жизни ребенка: прогулка, умывание, подготовка ко сну, дорога в детский сад и домой и т.д. Даже если вы по пути на дачу попали в пробку, не стоит бесконечно призывать малыша к порядку, а просто поиграйте с ним. При этом не торопитесь помочь ребенку в решении какой-либо головоломки, пусть даже пустяковой. И если он пока не может ответить так, как бы вам того хотелось, не расстраивайтесь: процесс пошел – вы начали строить фундамент для будущего.

 

Игры и упражнения

 

«4-й лишний»

Взрослый называет четыре слова, одно из которых не подходит к остальным по смыслу. Ребенок должен выделить его и объяснить свой выбор.

 

1. Лимон, одуванчик, апельсин, солнце.

Варианты ответа:

1) апельсин, т.к. он оранжевый, а все остальное – желтое;

2) лимон, т.к. он овальный, а все остальное – круглое.

3) солнце, т.к. оно не растет, а все остальное растет.

 

Если вы попросите малыша исключить слово по цвету, то правильный вариант первый, по форме – второй.

Ну а если вы даете ребенку возможность проявить «мыслительное творчество» и не ограничиваете его фантазию, то это может быть любой из вариантов.

 

2. Помидор, огурец, капуста, укроп.

Это все овощи, но можно убрать помидор, т.к. он красный, а остальные овощи – зеленые. Будьте готовы и к тому, что лишним окажется… огурец, т.к. его не кладут в борщ.

 

3. Обращаем внимание на форму:

Телевизор, ковер, книга, тарелка.

Яблоко, смородина, банан, мандарин.

 

4. Смотрим на величину:

Слон, зебра, бегемот, носорог.

Пуговица, ластик, конфета, воздушный шарик.

 

5. Исключаем предмет по материалу, из которого он сделан:

Чашка, тарелка, стакан, ложка.

Карандаш, салфетка, книга, тетрадь.

Ножницы, иголка, ластик, отвертка.

 

6. Части суток, дни недели, времена года:

Утро, понедельник, ночь, вечер.

День, зима, лето, осень.

Среда, четверг, вечер, пятница.

 

7. Части речи:

Сладкий, вкусный, сочный, мыть.

Плыть, бежать, лететь, птица.

 

8. Смотрим на первый звук в слове:

Игрушки, улица, изба, изюм.

Курица, комар, гусь, куропатка.

 

9. Исключаем слово по последнему звуку:

Крот, пилот, индюк, парашют.

Кино, светло, изба, окно.

 

«Узнай предмет»

 

1. По признакам:

Рыжая, хитрая…

Круглый, оранжевый, сладкий…

 

2. По действиям:

Бегает, охраняет, лает…

Ходит, клюет, кукарекает…

Растет, распускается, цветет…

Летает, жужжит, жалит…__

3. По частям:

Ножки, спинка, сиденье…

Ноги, спина, голова, руки…

Колеса, кузов, кабина…

Ручка, крышка, носик…

Крылья, хвост, клюв…

Крылья, хвост, двигатель…

 

От общего к частному

Называем общее понятие, а ребенок его раскрывает:

Мебель – стол, кровать и т.д.

Головные уборы – …

Посуда – …

 

От частного к общему

Сказать одним словом:

Сапоги, туфли, кроссовки – обувь.

Липа, дуб, береза – …

Ласточка, жаворонок, кукушка – …

 

Продолжи ряд

Корова, коза, лошадь, … (кошка, собака) и т.д.

Красный, голубой, зеленый…

Прямоугольник, ромб, овал…

Комар, стрекоза, жук, пчела, оса, бабочка…

 

Найди подходящую пару

Подбор слов по аналогии:

Ель – шишка, дуб – желудь.

Ложка – металл, чашка – …

Огурец – овал, помидор – …

Птица – гнездо, медведь – …

 

Что общего?

Корабль, рыба, медуза, лодка.

Тарелка, солнце, бублик, колесо.

Мел, уголек, краски, карандаш.

Халва, варенье, конфета, сахар.

 

«Бывает – не бывает»

Мышь грызет сыр.

Белка живет в берлоге.

Лодка плывет по воде.

Курица переплывает ручей.

 

Закончи фразу

Папа подошел к двери, потому что…

Девочка обернулась для того, чтобы…

Мальчик заглянул в коробку и…

 

«Верно – неверно»

Я взял зонт, потому что пошел дождь.

Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Мне подарили книгу, потому что у меня день рождения.

У меня день рождения, потому что мне подарили книгу.

 

Короткие загадки

Дерево с белым стволом – …

Мама утенка – …

Папа жеребенка – …

Дом для машины – …

Без нее не сможешь есть - …

Без него не раскрасишь -…

 

Ассоциации

1) Взрослый: туча…

Ребенок: дождь, зонт,

2) Игроки по очереди называют слова: дом, стекло, окно, небо, самолет…

3) Малыш должен подобрать пару:

гриб – корзинка, ручка – тетрадь, тарелка – суп и т.д.

 

Антонимы «Скажи наоборот»

Большой – маленький

Далеко – близко

Тупой – острый (а не умный)

Встречать – провожать

День – ночь

 

Чем похожи, и не похожи

1) Вы едете в машине. Малыш не может сидеть спокойно. Предложите ему посмотреть в окно и:

– сосчитать за минуту все синие машины, которые вас обгонят;

– найти автомобиль, похожий на ваш (по цвету, размеру, марке – в зависимости от возраста ребенка).

2) Что общего у собаки и кошки? Чем они различаются?